Синдром ранней детской нервозности

Опубликовано admin - сб, 06/13/2020 - 00:10
нервозность у детей

В последнее время врачи-неврологи обеспокоены увеличением количества обращений семей с детьми страдающими заболеваниями нервной системы. «Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалого уровня – примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна – типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей.»

Нервозность у детей — это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами.

Признаки нервозности у детей

1). Неустойчивость в эмоциональной сфере. Колебание настроения в течении дня.

  • малыш легко переходит на плач.
  • склонность к слезам, капризам, истерикам.
  • непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,
  • двигательная расторможенность, суетливость,

2). Нарушение пищевого поведения. Снижение аппетита, перебор продуктами питания. Возникающий рвотный рефлекс на продукты, которые ему не нравятся.

3). Повышенная утомляемость

4). Проблемный сон. Ребенок с трудом засыпает. Сон как чуткий, с ночными пробуждениями, так и очень глубокий.

5). Возможны нервные тики, заикание, недержание мочи или кала. Как в дневное, так и в ночное время.

6). Так же у этих деток возможны сопутствующие проблемы- головные боли, головокружение, метеочувствительность, проблемы с АД, расстройства стула, аллергии, нейродермиты, астма и т.д

Причины возникновения нервозности у детей

Так как проблема нервозности у ребенка, это не только медицинская проблема, но и психологическая и требует комплексного подхода, то и причины возникновения детской нервозности делят на чисто медицинские и психологические.

Медицинские аспекты

  • Наследственные факторы. У детей с невропатией члены семей отличаются эмоциональной лабильностью, астенией, тревожно-мнительными чертами. В 79% случаев детской нервности высокая возбудимость выявляется у одного или обоих родителей.
  • Пренатальные и натальные негативные факторы.  Распространенными экзогенными влияниями считаются токсикозы, хронические заболевания, стрессы, переживаемые будущей матерью. Также развитию невропатии у ребенка способствует асфиксия в процессе родов
  • Ранние постнатальные поражения ЦНС. Тяжелые заболевания, перенесенные в первые недели и месяцы жизни, увеличивают риск возникновения детской нервности. Органические поражения мозга формируются при инфекциях, интоксикациях, травмах, гипоксических состояниях.

Психологические аспекты

В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчеркивают негативную роль неправильного воспитания.

  • Нежелание взрослых находить компромисс с детьми.
  • Дефицит или избыток эмоционального общения с ребенком.
  • Перегибы в воспитании: гиперопека, авторитаризм, навязывание своего мнения, большие требования и пр.
  • Болезни или ситуации в семье, которые травмируют детскую психику.
  • Разногласия в воспитательных подходах у взрослого окружения.
  • Запугивание различными наказаниями или страшными существами.
  • Неполная семья.
  • Занятость родителей.
  • Привлечение чужих лиц к воспитанию детей.

Следует помнить, что нервозность может проявляться и в кризисные периоды роста ребенка. Выделяют несколько кризисных периодов:

  • Как только у ребенка появляется речь, наступает так называемый «кризис одного года», который может протекать весьма остро. На этом этапе между собой тесно связаны процессы психического и физического развития. Наблюдаются своеобразные соматические расстройства, нарушения ритмов жизни, сна, аппетита. Может наступить незначительная задержка в развитии и даже частичная утрата приобретенных ранее навыков.
  • Кризис на третьем году жизни связан с формированием самосознания, оценки личного «Я», появлением сознательных волевых импульсов. Очень часто он проходит довольно тяжело, а внешние условия, такие как переезд или адаптация к режиму в детском саду, могут усугубить его ход.
  • В семь лет наступает более «мягкий» кризис, появление которого связано с осознанием важности некоторых социальных связах и их оценки. При этом ребенок утрачивает некоторую часть своей прежней наивности, сталкивается с определенными условиями внешнего мира.
  • Подростковый кризис по своему характеру близок к кризису «трех лет». Он так же связан с осознанием и переосмыслением своего, теперь еще и социального «Я», и значения в обществе.
  • Кризис юношеского возраста связывают с окончанием формирования главных ценностей в жизни человека.

Лечение нервозности у детей

Как уже говорилось выше, лечение нервозности у детей требует комплексного подхода и консультации с детскими неврологами и психиатрами и работой с психологами.

Неврозы у детей лечатся в 4 основных направлениях:

  • Психотерапия, где корректируются методы воспитания и регулируется обстановка в семье.

Психотерапия бывает семейной, индивидуальной и групповой. Наибольшее значение в устранении неврозов определяет семейная терапия, которая включает устранение негативных факторов, которые провоцируют психические отклонения. Здесь речь часто идет о методах воспитания малыша, о взаимодействии родителей с ребенком, об обстановке внутри семьи и пр.

  • Фармакотерапия.

Зачастую, в лечении детской нервозности используют природные препараты. Они не оказывают побочного действия на организм ребенка, действуют мягко, не вызывают заторможенности. Комплексный состав, подобранный с учетом потребностей ребенка, благотворно влияет на весь организм - снимает нервозность, улучшает работу ЖКТ, улучшает сон, улучшает когнитивные функции (усвояемость, память, внимательность)

категория